Отключения света – это период, который тяжело проходили как ритейл, так и молокоперерабатывающие предприятия, но последние ожидают миллионных штрафов
Долговременные отключения света спровоцировали конфликт между ритейлом и производителями молочных продуктов. Пищевики жалуются на огромные убытки из-за порчи товара, супермаркеты выставляют многомиллионные штрафы. Союз молочных предприятий Украины считает, что недопоставку продукции при отключении электричества следует считать форс-мажорными обстоятельствами. Ритейл с этим не согласен. Чего ждать покупателям? Об этом рассказал исполнительный директор организации Арсен Дидур.
По словам Арсена Дидура, июльские отключения света и аномально жара – это период, который тяжело дался как ритейлу, так и молокоперерабатывающим предприятиям. Впрочем, есть нюансы.
«Мы не могли себе позволить не принимать молоко или отправлять его обратно к фермерам, объясняя, что у нас были проблемы со светом. С ритейлом ситуация иная. Там возврат на предприятия достигал 20%. Если не реализуется в срок товар, то идут возвраты. То есть, возврат, это когда продукция не продалась или они не смогли создать условия для хранения на полках и оно портилось», — объяснил Дидур.
Он добавил, что речь идет о полной утилизации. Это не отправка молочки, допустим, на корм для животных. А просто раскрываются паки или тетрапаки, выливается все в канализацию и пропускается через очистные сооружения.
«Надеемся, что сейчас будет лучше. Жара показала, что все же ритейлу нужно усилить свои альтернативные генерации, потому что не все магазины соответствуют возможностям. А особенно крупные магазины. Небольшие магазины больших сетей смогли работать с генераторами, которые у них есть и обеспечить необходимое количество потребления киловатт, когда было отсутствие электричества. А такие, как Новус, такие, как Фоззи – им сделать это было либо тяжело, либо они просто не подготовились, либо решили сэкономить», – заметил Арсен Дидур.
Дидур сообщил, что Союз молочных предприятий обратился официально в Ассоциацию ритейлеров Украины (RAU), чтобы они все же пересмотрели условия договоров.
«Потому что наши предприятия иногда не могли выполнить во всем объеме поставки - было отключение света, не успевали переработать. А недопоставка продукции – это штрафные санкции. Июль еще не закончился, но мы обратились, чтобы они все же просмотрели этот период и рассматривали его как форс-мажорные обстоятельства. Пока ответа нет», – рассказал Дидур.
Он говорит, что молочники понимают, что в этот период всем было тяжело. Но убытки перерабатывающих предприятий за этот период оцениваются в миллионах. Штрафы, если они будут применены, тоже считаются миллионами. Поэтому Союз, ища поддержку, обращается и к законодателю – Верховной Раде.
«Наши взаимоотношения с ритейлом базируются только на Хозяйственном кодексе. Поэтому мы настоятельно просим законодателя рассмотреть те предложения, которые есть в Верховной Раде по урегулированию через Закон о торговле на базе европейских практик. Там все это прописано в двух директивах – 7 и 663, по которым взаимодействуют поставщики и ритейл. В Европе такие практики контролируются государством. К сожалению, у нас этим должен заниматься Антимонопольный комитет. Или ситуация должна регулироваться Хозяйственным кодексом. Но когда с одной стороны сто поставщиков, а с другой – одна большая сеть, то вы же понимаете, на чьей стороне будет переговорная сила?», – задает вопрос Дидур.
Арсен Дидур говорит, что Европа в свое время прошла через урегулирование отношений между поставщиками и ритейлом.
«Поэтому там была принята на этот счет директива относительно недобросовестных торговых практик. Мы вообще считаем, что мы должны производить товар и поставлять его в ритейл. Дальше это должны быть уже бизнес-процессы ритейла – и охлаждение, и реализация. Как это происходит у нас? Фактически есть договор продажи, мы передаем право собственности на товар, но, по сути, это договор как на консигнацию: реализовалось – рассчитались, не реализовалось – вернули. То есть, есть нюансы», — замечает Дидур.
Плюс, говорит он, все остальные услуги прописаны в отдельных договорах. Не у всего ритейла, уточняет Дидур, но в максимуме большинства отдельно к договору поставки идет еще договор маркетинга.
«По целесообразности этих договоров, кстати, есть вопросы у налоговой. Но пока мы там за все проплачиваем – за полку, за рекламу, за охлаждение. Там прописаны и акции, которые идут на полку – они проводятся за счет поставщика, а не за счет ритейла. Это прописано в договорах. Поэтому эти взаимоотношения нуждаются в каком-либо вмешательстве государства. И это уже актуально», — убежден Дидур.
Он еще раз подчеркнул, что в отличие от ритейла у поставщиков нет таких привилегий, чтобы из-за отсутствия электричества возвращать молочное сырье «колхозам».
«И судиться с ритейлом очень тяжело – они могут расторгнуть с тобой контракт, отказаться с тобой работать… А молочная переработка она очень зависима от ритейла. Потому что это доступ к потребителю. А из-за того, что они контролируют максимально розничный рынок, мы вынуждены работать в таких условиях», — резюмировал Арсен Дидур.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.