Дефолт в Украине: насколько он реален и почему украинцев ждет налоговая ловушка

Соглашение с держателями международных облигаций, которое дало возможность Украине приостановить выплаты после вторжения России в страну в 2022 году, истекает в августе, а затем возможен дефолт

Минфин, дефолт
Украине угрожает дефолт

17 июня стало известно, что Украина не смогла договориться с держателями облигаций о реструктуризации долга на 20 млрд. Держатели еврооблигаций намерены потребовать выплаты от Украины. Недостижение нового соглашения может угрожать дефолтом по этим обязательствам. Насколько реальна угроза дефолта и что будет, если удастся его избежать, но принять условия кредиторов, разбирался Информатор.

О какой реструктуризации долга идет речь и в чем ошибка Украины?

Украина в августе 2022 года договорилась об отсрочке на два года погашения и выплат процентов по 13 выпускам суверенных еврооблигаций общей номинальной стоимостью $17,26 млрд и €2,25 млрд. Однако в июне 2024 года Украина не смогла договориться с собственниками облигаций о реструктуризации долга на 20 млрд. В МВФ заявили, что недостижение согласия может привести Украину к дефолту.

Министр финансов Украины Сергей Марченко заявил, что переговоры с держателями международных облигаций будут продолжены. Он ожидает, что правительство достигнет соглашения к 1 августа. Украина пытается пересмотреть свой долг, чтобы сохранить доступ к международным рынкам и одновременно выполнить требования МВФ по реструктуризации.

Марченко заявил, что экономика страны представляет "хрупкое равновесие", которое зависит от последовательной и существенной поддержки со стороны партнеров.

"Своевременная реструктуризация долга – важнейшая часть этой поддержки", - сказал он.

О «своевременности» реструктуризации долга резко высказался экономист Алексей Кущ. Свою точку зрения он высказал на странице в Facebook. По его словам, интерес к нашим долгам значительно упал, кредиторы не рискуют играть  вдолгую.

"Реструктуризацию нужно было проводить на первой стадии войны, когда шок от вторжения РФ для кредиторов был максимальным и когда не было такого объема внешней помощи", - заметил эксперт.

Он добавил, что позиция держателей еврооблигаций вполне ясна.

«Ситуация на фронте стабилизировалась, США выделили 60 млрд долларов, ЕС – 50 млрд евро. Еще 50 млрд придут по схеме прибыли от заблокированных российских активов. Да, не все эти деньги придут на валютный счет Минфина. Не все эти деньги придут в этом и в следующем году. Но это все – информационные поводы сказать нам: «у вас есть деньги – платите». А на заплатите – будет дефолт и МВФ приостановит программу кредитования», – приводит свои доводы Алексей Кущ.

Что предлагали инвесторы и почему это плохо для Украины?

Украина предложила обменять долг на пять суверенных облигаций со сроком погашения с 2034 по 2040 год, а также на так называемый государственный контингентный долговый инструмент (SCDI), привязанный к показателям налоговых поступлений. Стоимость этого инструмента будет определена в 2027 году.

Инвесторы просили предоставить инструменты, которые с самого начала будут генерировать стабильный денежный поток, и новые облигации будут выплачивать проценты в символическом размере 1% в течение первых 18 месяцев, до 3% в 2026 и 2027 годах, а затем до 6%, что в общей сложности составит 700 миллионов долларов. Это предложение означало списание средств в размере от 25 до 60% в зависимости от показателей SCDI. Украина также предложила инвесторам вариант, включающий в себя только обычные облигации.

Инвесторы выдвинули два встречных предложения, оба из которых предусматривали номинальное сокращение на 20% и позволяли потенциально полностью вернуть концессии. Правительство заявило, что ни одно из предложений инвесторов не отвечает требованиям МВФ.

Оба предложения состояли из пакета инструментов двух типов – серии из двух облигаций с купоном более 7%, а также "облигации на восстановление" с переменными, ступенчатыми выплатами. Что это значит для Украины – объяснил Алексей Кущ:

«Вопрос понижения процентной ставки с кредиторами даже не обсуждался. Так, на фоне ставки ФРС (Федеральная резервная система. – Ред.) в 5,5% наша ставка по купону в 7% выглядит не такой уж большой. Но на фоне войны и разрушений – это 1,4 млрд долларов в год на 20 млрд выпуска еврооблигаций. И это много. Или 700 млн долл. в год в виде процентов при списании 50% – для разрушенной войной страны тоже много», - сказал он.

Выводы не сделаны: Украина хочет повторить ситуацию 2015 года

Алексей Кущ считает, что Минфин Украины снова хочет повторить трюк с ВВП-варантами 2015 года.

«Напомню, тогда нам списали 3,8 млрд долл., но вместо них выпустили ВВП-варанты – специальный финансовый инструмент с нулевой номинальной стоимостью, но с процентными выплатами на случай роста украинской экономики: рост ВВП в диапазоне 3-4% – уплата кредиторам 15% от прироста, рост ВВП более 4% - уплата 40% прироста. Своеобразный налог на экономический рост. В таких условиях чем быстрее растет экономика, тем больше кредиторы получают средств», - объяснил экономист.

Теперь, добавил он, Минфин предлагает кредиторам новый финансовый инструмент по выплатам – на этот раз с привязкой к налоговым поступлениям (целевым показателям налоговых поступлений, установленных МВФ) и не ранее 2027 года.

«То есть у нас в таком варианте будет уже два блока развития: с привязкой к темпам роста и сборам налогов. Обложат, как быка гранатами. Как говорится, после нас хоть потоп», - заметил с сарказмом Кущ.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

 

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube