В Украине создаются неблагоприятные условия для работы мелких операторов связи. Об этом информатору рассказал эксперт по телекоммуникациям Александр Глущенко
По словам члена Общественного совета при Национальном совете Украины по телевидению и радиовещанию Александра Глущенко, мелким операторам интернет-связи становится все сложнее работать. Они не выдерживают конкуренции с большими игроками. Причин этому несколько: мобилизация населения для участия в войне, желание чиновников и депутатов повысить налоги, идеи запретить ФЛП предоставлять услуги связи, а еще работа в городах, которые находятся под обстрелами.
Основной проблемой для провайдеров интернет-связи является мобилизация кадров в армию. Причем, как говорит Александр Глущенко, ситуация с бронированием рабочих совсем не ясна. Людей, желающих работать, мало. Если человек не явился в ТЦК, то ответственность за него несет директор или тот, кто его взял на работу. Есть небольшие провайдеры на несколько тысяч абонентов, где работают 1-2 монтажника.
Если их забирают в армию, то некому обслуживать сеть. При этом, как и в других отраслях, есть дефицит квалифицированных кадров на рынке труда. Многие не хотят работать официально. А чтобы подготовить замену монтажнику, нужно около полугода. Да еще и новый человек должен уметь и хотеть работать. Соответственно, такие операторы рынка интернет-связи могут со временем прекратить работу. Дополнительный вопрос – это работа в прифронтовых городах.
“У многих провайдеров, особенно если они маленькие, особенно если находятся близко к линии фронта или границы со страной-оккупантом, вообще патовая ситуация. У них уже почти не осталось работников, работающих в полях (монтажников и т.д.). Сложные условия, обстрелы, мины, дроны. Может быть, что если ситуация будет непонятной, в прифронтовых населенных пунктах связь может вообще исчезнуть как явление”, - говорит эксперт.
Он добавляет, что каждый обстрел – это повреждение инфраструктуры связи, нуждающихся в немедленных ремонтах. Количество абонентов в населенных пунктах, постоянно под обстрелами, уменьшается. Поэтому у операторов становится меньше денег и может не хватать людей, чтобы все чинить и поддерживать в рабочем состоянии. Соответственно, такие проблемы все чаще могут испытывать. Херсон, Никополь, Марганец, Запорожье, населенные пункты Донецкой, Харьковской, Сумской областей.
Также планы властей, о которых сейчас идут разговоры, перевести поставщиков услуг интернет-связи на ООО и запретить ФЛП предоставлять интернет гражданам тоже не пойдут на пользу мелким игрокам рынка. К тому же ФЛПы не могут бронировать своих рабочих от мобилизации:
“Всех поставщиков услуг хотят перевести на ООО (общество с ограниченной ответственностью – ред.). Хотя странная ситуация, когда оператор связи, у которого от силы тысяча абонентов, работающий в регионе, где нет глобальных игроков и даже довоенные субвенции, Минцифры не завели их - в правах менее защищен, чем другие субъекты хозяйствования. Риторический вопрос: зачем ему ФЛП, если у него физически нет столь значительного оборота средств, чтобы содержать целый штат людей, бухгалтера, и работал он всю жизнь исключительно в правовом поле, да и перспектив для роста на рынке Украины – нет в реалиях настоящего.
Отдельная беда – бронирование. Бронируют сотрудников от мобилизации только ООО, а для ФЛП забронировать невозможно. То есть создаются неравные условия. У мелких операторов соответственно меньше прав, чем у крупной компании. А если посчитать уплаченные налоги, то не факт, что ООО платит больше ФОПа”, - возмущается Александр Глущенко.
По словам эксперта по телекоммуникациям, в стране активно идут разговоры и раздаются призывы представителей власти об увеличении налогов. А ФЛП, предоставляющих услуги, хотят заставить платить 18% с оборота.
“Руководство страны, органы законодательной и исполнительной ветвей власти должно понимать, что если мы ставим экономику на военные рельсы, то это должно быть понятно (для бизнеса – Ред.) и с прозрачными правилами игры. Одинаковыми для всех с минимальным количеством бюрократических преград.
Мне кажется, что чем проще правила, тем они яснее. У нас нет публичного контракта. Если хотите увеличить налоги, то было бы логично, если бы ответственные лица объясняли и разъясняли о результатах антикоррупционных действий, об обнаруженных растратах бюджетных средств, возврате их в бюджет.Власть при принятии решения не разлагает простой для бизнес-логики алгоритм: цель, цель, дорожная карта, инструментарий, ожидаемый результат, что с этим результатом делать и все это должно вкладываться в последовательный план действий. А оказывается, что-то придумали, внедрили, в процессе выяснилось, что это не работает. Да еще законом запрещено такое делать. И самое главное, что ответственных среди чиновников не найдется.
Хотите рабочие и действенные механизмы – создавайте частно-государственные кооперации, рабочие группы из экспертов и представителей отрасли, представителей органов исполнительной власти, министерств, регуляторов. И нарабатывайте общую дорожную карту. Которую реально выполнить. А не просто принять как факт. И все эти наработки могут лечь в основу изменений в законодательство, постановления Кабмина. Это будет честно”, - отмечает Александр Глущенко.
Он обращает внимание на то, что необдуманные и необоснованные изменения в налоговом законодательстве - создают неравные конкурентные условия с соседними странами, которые не только являются нашими партнерами, но и нашими конкурентами в какой-то степени и они могут частично вымыть отечественный бизнес. Если власти будут создавать новые преграды для бизнеса, соответственно, ему будет невыгодно работать. К тому же власти часто не консультируются с бизнесом относительно новых норм, непосредственно касающихся его:
“Например, существует резидентство Эстонии. Можно зарегистрироваться в стране Балтии, платить меньше налогов и вообще деньги в страну не заводить. Это же выход. И когда мы сделаем лучшее? Надо понимать, что в сверхсложных условиях решения должны быть быстры и приемлемы для выполнения.
Нет такого, что давайте соберем представителей отрасли, выслушаем их проблемы. А потом примем совместное с ними решение, чтобы эта отрасль выжила. Не идет речь о зарабатывании денег, а здесь нужно думать о выживании. Создается впечатление, что органы исполнительной власти и наиболее яркие представители Верховной Рады все это откладывают на далекое будущее. В некоторых случаях у нас получается, что если корову меньше кормить и больше доить, она будет давать больше молока. Так не работает”, – считает эксперт.
Клиенты Киевстар интересуются, почему мобильный интернет не работает, когда нет света. Соответствующие комментарии оставляют под публикациями компании. Также обращают внимание на повышение тарифов и ухудшение предоставления услуг.
В случае аварийных отключений базовые станции Киевстар используют аккумуляторы, генераторы, что позволяет оборудованию работать несколько часов без «подзарядки». В компании объяснили, что, когда происходит перезапуск и подзарядка станций, возможно временное исчезновение связи и интернета. Для предоставления мобильного интернета необходимо больше постоянной мощности для запуска оборудования, иногда невозможно привлечь в аварийном режиме, поэтому приоритет в первую очередь предоставляется "голосу" (мобильной связи).
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.