Гривна упадет, а кредитов почти не будет: эксперт объяснил, чем грозит Украине дефолт

Экономист и аудитор Михаил Крапивко объяснил, что может стать последствиями дефолта в Украине

Аудитор Михаил Крапивко
Аудитор Михаил Крапивко

Министерство финансов Украины не смогло договориться с зарубежными инвесторами об отсрочке выплат по государственным облигациям в инвалюте на 20 млрд долларов. Во избежание технического дефолта Минфин имеет еще 1,5 месяца. Информатор спросил экономиста и аудитора Михаила Крапивко о том, как дефолт по этим облигациям может повлиять на экономику Украины и населения в целом. По его мнению, правительству сложнее будет привлечь финансирование из-за границы, а население может столкнуться с падением курса гривны.

17 июня стало известно, что Минфин не смог договориться с зарубежными владельцами украинских государственных облигаций о реструктуризации долга на 20 млрд. дол. Владельцы облигаций отклонили предложение Украины снизить стоимость валютных облигаций на 60% этого месяца. Соглашение, отсрочившее эти выплаты в результате российского вторжения в Украину, истекает в августе 2024 года. Соответственно, если Минфин не сможет договориться за эти 1,5 месяца, на Украину будет ждать технический дефолт.

По словам Михаила Крапивко, если правительство объявит технический дефолт, прежде всего, это отразится на кредитном рейтинге страны. И очень сложно будет Минфину распространять новые облигации. А облигационные ссуды постоянно идут и помогают покрывать бюджетные расходы. Также правительству будет сложнее привлекать из-за границы средства в кредит.

“Чтобы изолировали экономику Украины – это вряд ли. Но, я думаю, что это существенно на экономику не повлияет. Будет усложнено получение очередных денег. Для населения технический дефолт может привести к ослаблению курса гривны. Учитывая, что это частные инвесторы, а не международные фонды и организации, я считаю, что каких-либо существенных изменений не будет. Вчера появилась информация, что Евросоюз создал аудиторский комитет, который будет заседать в Брюсселе и иметь представителя в Киеве. И этот комитет будет следить за тем, чтобы европейское финансирование в Украине использовалось по назначению. Это своего рода сигнал недоверия украинским властям со стороны партнеров. Возможно, это тоже сыграло свою роль в том, что не пришли к соглашению по реструктуризации долга по облигациям”, - говорит аудитор Михаил Крапивко.

Откуда взялся этот долг

Украина в августе 2022 договорилась об отсрочке на два года погашения и выплат процентов по 13 выпускам суверенных еврооблигаций общей номинальной стоимостью 17,26 млрд долл. и 2,25 млрд евро, а также пересмотра условий по ВВП-варрантов. В срок до июля 2024 года подлежали погашению три выпуска еврооблигаций Украины на общую сумму более 3 млрд долл.: 1 сентября 2022 года – на 912,35 млн долл., 1 сентября 2023-го – на 1 млрд 355,23 млн долл. и 1 февраля 2024 года – на 750 млн долл. Но их погашение было отсрочено до августа 2024 года.

“Эти облигации должны были быть погашены еще в период начала российской агрессии в 2022 году. Тогда нам отсрочили погашение этих облигаций. А теперь инвесторы хотят взыскать деньги.

Скорее всего, переговоры продолжат. Будут предложены новые условия реструктуризации долга. Попытаются найти решение”, - рассказывает Михаил Крапивко.

Что предлагает Украина

Украина предложила обменять имеющийся долг на пять суверенных облигаций со сроком погашения с 2034 по 2040 год, а также так называемый государственный контингентный долговой инструмент (SCDI), привязанный к показателям налоговых поступлений. Стоимость этого инструмента будет определена в 2027 году.

Инвесторы просили предоставить инструменты, которые с самого начала будут генерировать стабильный денежный поток, и новые облигации будут выплачивать проценты в символическом размере 1% в течение первых 18 месяцев, до 3% в 2026 и 2027 годах, а затем до 6%, что в общей сложности составит 700 миллионов долларов. . Это предложение означало списание средств в размере от 25 до 60% в зависимости от показателей SCDI. Украина также предложила инвесторам вариант, включающий в себя только обычные облигации.

Инвесторы выдвинули два встречных предложения, оба из которых предусматривали номинальное сокращение на 20% и позволяли потенциально полностью вернуть концессии. Правительство заявило, что ни одно из предложений инвесторов не отвечает требованиям МВФ. Украина также предложила исключить пункт о перекрестном дефолте между ее международными облигациями и ВВП-ордерами, связанными с экономическим ростом и по которым она должна инвесторам 2,6 миллиарда долларов.

5 мая издание The Wall Street Journal выпустило статью, в которой утверждалось, что западным инвесторам и кредиторам надоело отсрочивать погашение долгов экономики Украины в связи с войной. Киев могут заставить платить процент по непогашенным еврооблигациям уже с 2025 года. Речь идет об инвесторах, владеющих примерно пятой частью непогашенных еврооблигаций Украины (ориентировочно на сумму 20 млрд долл.). Они хотят, чтобы Украина, которая получит 60 млрд долларов. помощи от США и 50 млрд евро от ЕС, возобновила выплаты в обмен на списание части долга. К тому же, еще 50 млрд дол. кредита Украине хотят выделить под залог арестованных российских активов на мероприятии

Украина может повторить трюк 2015 года

С началом полномасштабного вторжения экономика Украины достаточно серьезно погружается в долги. К концу 2021 года государственный и гарантированный долг Украины составил 97,96 млрд долл. А уже к концу 2022-го сумма превысила 111 млрд долл., в 2023-м – более 145 млрд долл.

По словам экономиста Алексея Куща, предложенные Украиной облигации под 7% – это слишком дорого для разрушенной войной страны. Это будет означать по 1,4 млрд долларов в год процентов по облигациям на 20 млрд. дол. Или 700 млн. долл. в год в виде процентов при списании 50%. А вот привязка возврата долгов к налоговым поступлениям бюджета приведет к значительному повышению налогов в Украине. При этом он отмечает, что Украина может повторить ситуацию в 2015 году с ВВП-варантами:

«Напомню, тогда нам списали 3,8 млрд долл., но вместо них выпустили ВВП-варанты – специальный финансовый инструмент с нулевой номинальной стоимостью, но с процентными выплатами на случай роста украинской экономики: рост ВВП в диапазоне 3-4% – уплата кредиторам 15% от прироста, рост ВВП более 4% - уплата 40% прироста. Своеобразный налог на экономический рост. В таких условиях, чем быстрее растет экономика, тем больше кредиторы получают средства», - объяснил экономист Алексей Кущ.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube